История | Культура | Религия | Мифология | Боевое искуство | Фотогалерея | Авторы

Северные и южные стили.

 

 

Исторический обзор

Шаолиньский монастырь

Северные и южные стили

Боевая сила-цзинь

Резюме

 

В китайских боевых искусствах можно выделить северные и южные стили. Географически линия этого разделения проходит по реке Янцзы, или Чжанцзян, как внутренние, так и внешние, происходят от единой основы - китайской культуры. Если же какой-либо стиль не разделяет эту основу, то он - не китайский. В мире существует множество народов и множество боевых стилей, каждый из которых основан на культуре того народа, где он возник. Поэтому, какой бы из китайских стилей мы ни рассматривали, он непременно будет содержать в себе и китайскую культуру, и наш национальный дух, и традиционное китайское знание, передаваемое из поколения в поколение на протяжении тысячелетий. Мастера прошлого на основе опыта выделили три основных фактора, оказывающих решающее влияние на исход боя: скорость, сила и техника. Как правило, из них наиболее важна скорость, обладая которой легче поразить жизненно важные центры противника и отступить прежде, чем противник перейдет к контратаке. Даже если ваша физическая сила невелика и техника слаба, скорость оставляет вам хорошие шансы нанести серьезные повреждения противнику. Это объясняется тем, что на теле человека существует много жизненно важных областей - таких, как глаза, пах и горло, - для эффективной атаки которых не требуется большой силы. Если у вас уже есть скорость, вам необходима сила. Без нее, даже если у вас есть и хорошая скорость, и техника, ваши атаки и оборона не будут полностью эффективными. Бывают случаи, когда люди, обладающие значительной физической силой, но не владеющие боевым искусством, одерживают победу в схватке над опытными, но слабыми физически мастерами боевых искусств. В конце концов, после того, как вы приобретете хорошую скорость и силу, а также разовьете технику и выработаете мудрую стратегию, победа, несомненно, будет принадлежать вам. Поэтому в китайских боевых искусствах повышение скорости, развитие силы и совершенствование техники являются тремя наиболее важными моментами.

В любом стиле китайских боевых искусств тренировка скорости и силы считается залогом эффективности. Каковы бы ни были техники некоторого стиля, все они должны следовать определенному набору основных принципов и правил. Например, все наступательные и оборонительные техники должны включать в себя эффективную защиту жизненно важных областей, таких, как глаза, горло и пах. Атакуя, вы должны поразить жизненно важные области противника, одновременно защищая свои. То же самое можно отнести к тренировке силы и скорости. Хотя каждый стиль старается держать свои методы в секрете, все они обязательно следуют одним и тем же основным правилам. К примеру, развитие мышечной силы не должно происходить в ущерб скорости, а повышение скорости не должно уменьшать мышечную силу. И тому, и другому следует уделять одинаковое внимание. Наконец, методы, которые вы используете в ваших тренировках, должны соответствовать техникам, характерным для избранного вами стиля. В стилях Орла и Журавля, например, чрезвычайно важно делать упор на скорости и силе захвата. В среде китайских воинов бытует поговорка: "Первое - храбрость, второе сила; третье - гунфу". В опасной ситуации важнейшим из факторов, определяющих ее исход, является храбрость. Если вы напуганы и взволнованы, вы не сможете проявить в действии ни скорость, ни силу, ни технику, какими бы замечательными они у вас ни были. Эта поговорка напоминает о том, что храбрость - самый важный фактор в бою. Как упоминалось ранее, считается, что до династии Лян (502 - 555) в боевые искусства не входило изучение правильного использования ци для повышения скорости и увеличения силы. Мастера боевых искусств осознали возможности, которые открывает тренировка ци, только в более поздний период, после династии Лян, и вскоре практически во всех стилях этому стало уделяться наибольшее внимание. Поэтому мы рассмотрим данный вопрос с учетом этих двух исторических эпох - до и после династии Лян. Точкой разделения будут те годы династии Лян, когда в Китае проповедовал Да Мо (527 - 536).

Считается, что до Да Мо принципы и теория ци не использовались в боевых искусствах, хотя они были достаточно изучены и широко применялись в китайской медицине. Скорость, как и физическая сила, обычно развивалась только путем продолжительных тренировок. И хотя в них уже присутствовали элементы внутренней концентрации, следующий шаг - переход к развитию ци - еще не был сделан. Основное внимание уделялось развитию физической силы, поэтому все стили, относящиеся к этому периоду, классифицируются как внешние. Как упоминалось выше, Да Мо написал два классических произведения- "Ицзинь-цзин" ("Книга об изменении мышц и сухожилий") и "Рисуй-цзин" ("Книга о промывании костного и головного мозга"). "Ицзинь-цзин" первоначально не был предназначен для боевых целей; тем не менее боевой цигун на его основе позволял значительно увеличить силу, став обязательной частью тренировок в Шаолиньском монастыре. Это произвело революционный эффект на китайские боевые искусства и дало им внутреннюю основу.

Со временем появилось несколько боевых стилей, в которых использовался принцип "мягкого" тела, в отличие от "жесткого", мускулистого тела, характерного для монахов Шаолиня. Эти новые стили основывались на той идее, что, поскольку ци (внутренняя энергия) является корнем и опорой физической силы, боец должен начинать именно с развития этого внутреннего корня. Только когда его ци развита, она может максимально наполнить энергией тело, давая возможность наиболее эффективно использовать физическую силу. Для того чтобы построить ци и обеспечить ее правильную циркуляцию в теле, тело нужно расслаблять, а сознание - концентрировать. Нам известны по меньшей мере два внутренних стиля, созщнных в период 550 - 600 rr.: хоутянь-фа ("Посленебесные техники") и сяоцзютянь ("Малые Девять Небес"). Согласно некоторым документам, именно эти два стиля легли в основу тайцзи-цюаня, создание которого приписывается Чжан Саньфэну в поздний период династии Сун (ок. 1200 г.).

Итак, многочисленные и разнообразные боевые искусства делятся на внешние и внутренние стили. Во внешних стилях акцент делается на технике тренировок и развитии физической силы посредством практики одного из видов боевого цигун, а во внутренних стилях большее внимание уделяется накоплению ци. Фактически и внешние, и внутренние стили имеют боевой цигуи-тренинг. Во внешних стилях на первом месте стоит развитие тела и жесткий цигун с постепенным переходом к более мягкому цигун, тогда как во внутренних стилях мягкий цигун практикуют вначале, а затем уже применяют накопленную ци в физических техниках. Говорят так: "Внешне тренируй сухожилия, кости и кожу; внутренне тренируй один глоток ци". Это означает, что, независимо от того, какому стилю вы обучаетесь - внешнему или внутреннему, - для максимального проявления силы Необходима и внешняя, и внутренняя тренировка. Под "внешним" здесь понимается физическое тело, а под "внутренним" - циркуляция ци и накопление ее в теле, связанное с дыханием. Есть еще такое изречение: "Внешние стили идут от твердого к мягкому, а внутренние - от мягкого к твердому. Пути разные, но конечная цель - одна и та же". Другой вариант: "Внешние стили идут снаружи вовнутрь, а внутренние стили - изнутри наружу. Хотя используется разный подход, конечная цель- одна и та же". И еще говорят: "Во внешних стилях на первом месте ли (мышечная сила), а на втором - ци, а во внутренних наоборот - сначала ци, а затем ли". Надеемся, что все вышесказанное позволило вам получить общее представление о том, чем различаются внешние и внутренние стили. Часто о том, относится ли стиль к внутренним или внешним, судят по тому, как в нем проявляется цзинь. Цзинь определяют как "ли и ци" (напоминаем, что ли - это мышечная сила). Цзинь имеет отношение к тому, насколько ци энергетизирует мышцы и как это проявляется вовне в виде силы. Мастера ушу говорят: "Внутренние стили мягки, как хлыст, жестко-мягкие стили (полувнешние, полувнутренние) подобны лозе, а внешние - подобны твердой палке". Если вас интересует эта довольно обширная тема, рекомендуем обратиться к книге д-ра Ян Цзюньмина "Тай цзи: теория и боевая сила" .

Назад
Вперёд
 

Возврат на карту сайта

 
Hosted by uCoz